Про чертей » .: FactOrFiction.Ru - Правда или вымысел? Мистика и Магия:.

Не зли других и сам не злись,
Мы только гости в этом мире.
И если что не так - смирись,
Будь помудрее, улыбнись.
Ведь в мире все закономерно -
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.

Сделать домашней|Добавить в избранное








Сейчас на сайте: 4
Пользователей: 0 Гостей: 4 Ботов: 0

Пользователи:
- отсутствуют

Гости:





Боты:
- отсутствуют

Последние 20 посетителей...


Правда или вымысел.ру

Живи с верою в Бога - и Бог не оставит тебя






Про чертей

Автор: NotAngel от 5-02-2011, 16:51, посмотрело: 5455

0
Про чертей


Гончаров К.Ю., академик АФН И РАЕН,
действительный член Всероссийского Геральдического общества


Многие события, которые люди воспринимают как мифические рассказы, происходили в реальной жизни или были как-то связаны с ней. Лишь потому, что в наши дни иное кажется неправдоподобным, тогда и навешивается ярлык мифологии. Однако люди, жившие в стародавние времена, были очень близки с Природой, испытывали к ней особое благоговение, что и нашло своё отражение в сказках, былинах, преданиях.

ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…


Сегодня мы совершим путешествие в загадочный, сказочный мир Природы, наполненный чудесами и древними образами. Но для начала необходимо уяснить наиважнейшее – у славян в их мировосприятии и миропонимании не существовало никакого жесткого искусственного деления на две половины всего, что их окружало. Наши предки интуитивно осознавали, чувствовали, что среда, в которой они живут – единое целое, где природные процессы, животный мир и жизнь человека взаимосвязаны. Безусловно, славяне понимали, что такое смена погоды, когда солнечный свет и тепло могли в одночасье смениться прохладой и дождём. Для того чтобы различать данные процессы, наши предки наделили разное состояние природы особыми именами, вплоть до обожествления разных стихий, времён года и т.д. Точно также славяне одухотворяли, наделяли особыми качествами и все объекты, предметы, что их окружали – река или маленький ручеёк, могучий дуб или полевой цветок-колокольчик – у каждой частички Природы есть свой характер, всё было наделено в понимании славян своей, особой жизнью.

Люди оставляли свои наблюдения о жизни в виде сказок или былин, передававшихся затем от них детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – так и дошло всё это до наших дней.

Однако иной раз почитаешь энциклопедию многомудрую и думаешь – откуда только авторы этой чепухи понабрались, всё в одну кучу свалили да читателей запутали? В русских сказках кого только не встретишь – там и добры молодцы, и кудесники-затейники, и девушки-красавицы, и… страшилки тоже водятся, которыми ребятню взрослые пугают. Да ведь страшилка страшилке рознь, о чём сейчас и поведаем.

По христианским понятиям одно из проявлений злой, нечистой силы – чёрт или бес, как его называют. Христианизация Руси весьма специфическим образом повлияла на древние мифологические образы, сложившиеся в представлении славян. Русские сказки, появившиеся в более поздний период, неожиданно приобрели огромное количество так называемых «перевёртышей» – персонажей, облик и качество которых стали носить исключительно негативный, запугивающий характер. Об этом необходимо помнить для достижения более объективного понимания при изучении и отдельно взятых мифологических образов, и всей мировоззренческой системы славян в целом.

В.И. Даль в своём «Толковом словаре великорусского языка» даёт более сорока имен чёрта: нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, черный и т.д.

В сказках, народных преданиях каждый персонаж имел свою среду обитания. Черти, якобы, охотнее всего населяют, «трущобы, где дремучие леса разрежаются сплошными полосами недоступных болот, на которые никогда не ступала нога человеческая. Здесь, на трясинах или заглохших и заросших озерах, где еще сохраняются пласты земли, сцепленные корнями водорослей, неосторожного охотника и дерзкого путника засасывает вглубь подземная сила и прикрывает сырым и холодным пластом, как гробовой доской. Тут ли не водиться злой дьявольской силе, и как не считать чертям такие мочаги, топи, ходуны-трясины и крепи-заросли благоприятными и роскошными местами для надежного и удобного жительства?».

Иногда в сказках можно встретить упоминания о каких-то подземных жилищах чертей. Уж не от этого ли пошёл термин «чертоги», который, с одной стороны, означает величественный, внушительных размеров дворец, а с другой – в корне этого слова встречается… снова чёрт! Так почему на самом деле такой персонаж, или, как называют по-другому, такая сущность, как чёрт является воплощением зла? Отчего всё злое должно непременно обретаться и таиться под землёй? Попробуем разобраться, с чем всё это связано.

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК


Откуда появилось слово «чёрт»? Ни Даль, ни Брокгауз с Ефроном не дают расшифровки самого слова, его этимологию. Единственное, что они делают – используют имена совершенно разных мифологических персонажей, причисляя их всех к «нечистой силе». И так ли мифологичен на самом деле был чёрт?

Возьмём на заметку, что в сказках чёрт (бес) жил под землёй, был маленьким, чёрным (смуглым, чумазым) и далеко не красавец. Откуда появилось именно такое описание? Для пущего устрашения в сказках чёрт изображается чаще всего с рожками, пятачком, длинным хвостом и на ногах копытца, но на этих деталях мы зацикливаться не будем.

Неожиданную подсказку я получил, общаясь с людьми по переписке: Кручинин Владимир Иванович, геолог, также постоянный участник археологических экспедиций, весьма интересуется фольклором народов Русского Севера. Он то и протянул путеводную ниточку, а дальше… А дальше, изучив и сравнив различные, подчас довольно скупые источники, удалось узнать нечто любопытное.

У народов Крайнего Севера, живущих у побережья Северного Ледовитого океана, сохранились легенды о карликах. У ненцев-оленеводов живо предание о неких сиртя (ударение на первом слоге) или сихиртя – маленьких человечках, избегающих людей и прячущихся в сопках. И в этой легенде вымысла может быть гораздо меньше, чем фактов.

Известно, что самоеды (или самодийские народы) – ненцы и другие – заселили побережье Северного Ледовитого океана сравнительно недавно, с XI по XVIII век. Но кто-то должен был жить там до них? Исследователи пришли к однозначному мнению, что сиртя – реально существовавший народ. Это подтвердили и археологические раскопки, и записки путешественников.

Сохранились и описания их внешности. Как же они выглядели? Если сложить все свидетельства, то получается довольно необычный портрет: они были маленького роста, с большой головой, широким плоским и некрасивым лицом, очень курносым и приплющенным носом и, наконец, они «смуглы до невозможности». Темнокожие карлики на Севере!

В энциклопедии «Мифы народов мира» также упоминается этот загадочный «малый народец»: сихиртя, сиртя, в самодийской мифологии – антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. Некогда сиртя жили на земле, в подземном мире они владеют стадами мамонтов («земляных оленей»), выходя на поверхность, избегают встреч с людьми. Иногда отождествлялись с русской чудью. Существует предположение, что в образе сиртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры. Аналогичный сиртя образ известен также энцам: сиите.

Легенды о карликах встречаются и у других народов: на полинезийских островах, на Кавказе, в Британии, в Исландии, в Африке. Только названия такого народца разные. Например, в давние времена, согласно легендам, Британские острова населяли сиды-карлики. При этом считается, что они, бессмертные обладатели сверхъестественных способностей, владеют тайной мудростью и несметными сокровищами. В древнеисландских сагах карлики также живут под землей, так как солнце превращает их в камень. Кельтские легенды рассказывают нам о морских путешествиях на сказочные земли сидов-карликов и описывают их фантастические постройки.

Впрочем, в Африке до сих пор живут карлики – племя пигмеев. Кто знает, может, пигмеи и есть потомки древних и загадочных легендарных карликов?

Коль на Русском Севере сохранились предания, то не исключено, что со временем эти рассказы о загадочном малом народце могли распространиться и в других местах. А если учесть устную форму пересказа (как сейчас говорят: «испорченный телефон»), то само название «сиртя» вполне могло трансформироваться… в «чёрта»! Во-первых, созвучно, а во-вторых, приведённое описание внешнего облика сиртя и легенды об их необычном образе жизни (живут под землёй), вполне могли породить образ некоего загадочного существа. Которое и не человек, а живёт рядом с людьми, да ещё ходит на двух ногах.

Хорошо, скажет читатель, допустим, со словом «чёрт» что-то стало понятно… А слово «бес» откуда появилось? Ведь это один из синонимов, можно сказать, чёрта? И здесь есть подсказка: слово «бес» точно также созвучно со словом «весь» – так называлось прибалтийско-финское племя в Приладожье и Белозерье. Основной род занятий – сельское хозяйство, промыслы. Потомки весей – вепсы. Снова речь идёт о северных народах!

«В IX–X веках в Волжско-Окском междуречье, где создавалось ядро историко-этнической территории русских, финно-угорские племена – весь, мурома, мещёра, меря, а также голядь балтийского происхождения, проживали чересполосно с восточнославянским населением. На эту территорию в поисках благоприятных условий для земледелия устремилось несколько потоков славянских переселенцев, которые, пересекаясь в Волжско-Окском междуречье, создавали там постоянное восточнославянское население. Уже в IX веке складывались районы компактных поселений, возникают наиболее древние города – Белоозеро, Ростов, Суздаль, Рязань, Муром.

Важнейшим следствием массовых миграционных движений в восточном Поморье (или Приуралье) было образование в XVII веке историко-этнической территории русского народа на севере Восточно-европейской равнины от Карелии до Урала» (энциклопедия «Народы и религии мира»).

Разумеется, при таких переселениях происходил языковой взаимообмен, постепенно люди узнавали друг о друге всё больше и больше. Поэтому вполне естественно, что в процессе ассимиляции происходил и взаимообмен народным эпосом.

Как известно, загадочное, необъяснимое и таинственное иной раз пугает человека. К тому же народная фантазия не имеет границ. Однако если на эту фантазию оказывают влияние ещё и библейские сказания с подачи церкви, то неизбежно появление совершенно «уникальных» образов в народном эпосе. Вот вам и страшилки – «черти» с «бесами» появились! Кто знает, когда именно и при каких обстоятельствах названия племён вдруг превратились в… ругательно запугивающие названия мифологических существ? Причём, сюжет и описания той или иной сущности в таких сказках зачастую стали доходить до некоей фантасмагории.

ДАЛЬШЕ В ЛЕС – БОЛЬШЕ ДРОВ


Так, например, болотные черти живут семьями: имеют жён, плодятся и множатся, сохраняя свой род на бесконечные времена! Прямо как в Библии: «плодитесь и размножайтесь!». А вот что примерно пишут в справочниках и энциклопедиях по мифологии: с их детьми, бойкими и шустрыми чертенятами, черными, мохнатыми и в шерсти, с двумя рогами на макушке и длинным хвостом, не только встречались деревенские русские люди, но и входили с ними в разнообразные сношения! Доказательства тому в достаточном количестве имеются в народных сказках, например, в известной всем сказке А.С. Пушкина о работнике Балде. Да, согласен, в народных сказках чудес хватает.

«Кто-то уверяет, что черти востроголовые, как птицы сычи, а многие, сверх того, уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба». Так вот, оказывается, откуда взялись черти – сначала попадали на землю, вероятно, после того, как случилась небезызвестная многим битва Бога с восставшим Люцифером – бывшим ангелом утренней звезды. Попадали, а затем расселились на «грешной земле» да под землёй.

«Черти летели с неба сорок дней и сорок ночей, кто где упал, тот там и остался хозяином: водяные в воде, домовые в доме и т.д.» – опять цифра «сорок»! Кое-кто тоже ходил и других водил по пустыне сорок лет… «Так как на землю было свержено нечистой силы очень много, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом. Этот круг возымел особое действие и силу: всякий, попавший в него и переступивший след нечистого, обязательно блуждает и без помощи особых средств из него не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения».

Обратим внимание на то, с какой лёгкостью кто-то когда-то умудрился записать домового, по поверьям славян, помощника и сторожа дома – в «черти»…

Не менее запутана характеристика такого мифологического персонажа, как чёрт, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. С одной стороны, в словаре указано: «В представлениях нашего народа о ЧЁРТЕ живо сохранились остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими о дьяволе. В представлениях о Ч., как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете «хромой» узнаем греческого бога подземного огня, ковача молний, хромого кузнеца, повредившего себе ногу при низвержении его с Олимпа Зевсом – Гефеста, и тождественного с ним германского Локи». Стало быть, опять идёт речь о некоей подземной сущности, к тому же ещё и хромой! Но при чём здесь «остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими»? У славян существовала своя мифология, как у каждого полноценного, сильного и духовно развитого народа.

Более того, с чёртом, как с проявлением злобной, враждебной человеку силы, сравнивают… кузнеца, или, по-старому, коваля (ковача). Кузнец всегда и во все времена у разных народов был самым уважаемым, практически незаменимым человеком в роду, в общине и т.д. Нет кузнеца – нет оружия, чтобы защитить себя, близких, сородичей от врагов. Нет кузнеца – нет всего того, без чего нельзя обойтись в быту, что доказывает само развитие человеческой цивилизации. А тут ещё сравнивают с «нечистым», «злым»! Возникает вопрос – почему так?

А с чем ассоциируется, например, у современного обывателя слово «кузнец»? Правильно, с огнём, молотом, наковальней. Так вот огонь (крес) у древних славян – сверхважная составляющая не просто в повседневной жизни, но сакральный символ, значение которого – дорога к изначальному, точка опоры. Пламя – обретение смысла жизни. Молот – не просто символ бога славян Перуна, бога-коваля, бога-воина. Это символ смысла ВСЕГО – символ созидания, доказывающий божественное происхождение человека и стремление к исполнению чаяний, возложенных на человека свыше, а вовсе не рабское состояние. Именно поэтому для новоявленных иноземных «мессий» было необходимо как можно быстрее уничтожить в славянах их собственные символы, стереть, затуманить, переврать и исказить до неузнаваемости, чтобы подчинить независимые народы своей воле. Иначе, как политикой, подобное не назовёшь.

Читаем дальше Брокгауза с Ефроном: «Точно так же живо сохранились черты старых богов грома, туч, грозы (Зевс, Тор, Перун)… Вихри, бури и грозы – пляски и свадебные празднества Ч. «Коли дождь иде крозь солнце, то Ч. дочку замуж виддае» (малорос. пос.). Вихрь на Украине называется «чертово висилье»; в Великороссии думают, что во время вихря Ч. с ведьмой венчается. В более старых поверьях во время грозы молниеносные духи вступали в брак с облачными женами; в грозах видели свадебные торжества и непристойные игры ведьмы с дьяволом».

Вот мы и вернулись снова к «перевёртышам». Подобное отождествление бога грозы Перуна, покровителя воинов, ратных людей на Руси с «подземным хромым чёртом» стало возможно лишь благодаря влиянию иноземной церковной политики, целью которой являлось полное искоренение всего, что напоминало бы независимому народу о его исконной вере и национальной культуре. Если искоренение казалось невозможным, то вполне реальным стал подход с умышленным искажением первоисточников – народных преданий, сказок, былин. Правда стала кривдой и, увы, не без помощи чужого заморского влияния.

Далее обращается внимание читателей на те самые поздние сказки, несущие на себе отпечаток последних столетий. Народная фантазия наделила чертей многими человеческими качествами, оказалось, что черти подвержены многим людским привычкам или даже слабостям: ходят в гости друг к другу, не прочь попировать, выпить вина, выкурить табачку. На своих любимых местах (перекрестках дорог) черти шумно справляют свадьбы (обыкновенно с ведьмами) и в пляске поднимают пыль столбом, производя то, называется вихрями.

При этом люди, бросившие в эти пыльные столбы ножи или топоры, удачно разгоняли такую «свадьбу», но на том месте будто бы находили следы крови, и после того какая-нибудь колдунья долго ходила либо с обвязанным лицом, либо с подвязанной рукой.

Самое любимое занятие, превратившееся у чертей в неутолимую страсть, – это игра в карты и кости. «В игре для чертей нет удержу и не установлено законов: проигрывают все, что есть за душой (а душа им полагается настоящая, почти такая же, как у людей)». Хорошенькая характеристика для «нечистой силы»! Значит, по понятиям христианских сказочников, у «нечисти» ещё и душа имеется? «Впрочем, дьявольская сила виновна в изобретении и самого вина, и табачного зелья, да и нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским же вымыслам». Здесь никто не будет спорить, каждому здравомыслящему человеку ведомо, что злоупотребление спиртным и азартными играми до добра не доводит.

По сей день у многих наших современников сохранилось устойчивое убеждение (или кем-то сознательно поддерживается вера в это), что ко всякому человеку при его рождении приставлены чёрт и ангел. Причем ангел стоит по правую сторону, а чёрт (дьявол) – по левую. Между ангелом-хранителем и дьяволом-соблазнителем идёт постоянная вражда. В какую сторону занесёт человека, в зависимости от его поступков, так и будут трактовать его поведение – либо «чёрт (бес) попутал», либо «ангел сохранил».

Ну а дальше как в сказке: ангел записывает добрые дела, дьявол учитывает злые, а когда человек умирает, ангел спорит с дьяволом о грешной душе его. Такова сугубо христианская трактовка подобных персонажей. И такова судьба русского народного эпоса, где за несколько столетий настолько сильно было искажено многое.
Теги: О чертях

Категория: Черти

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Сделать домашней | Добавить в избранное





ГОЛОСУЙ


НАШИ ДРУЗЬЯ



PKRС.RU